Как устроены поиск и SEO
Урок 2
Предыдущий
Следующий
Лонгрид урока
1. Поисковой / органический трафик
Основной трафик в России — за Google и Яндексом. При этом в Google существенно больше трафика за счёт мобильного поиска. Вероятно, это связано со стандартными браузерами на iOS и Android, где по умолчанию стоит поиск Google. Мало кто станет заморачиваться и отдельно поставит себе браузер Яндекса или будет пользоваться их поиском.
Интерфейс похож, но результаты разные. По одним и тем же ключевым фразам поисковая выдача может пересекаться, но никогда не совпадает на 100%.
Рекламу не рассматриваем, только «естественные» результаты поиска.
2. Как устроен поиск
Любой сайт медиа имеет множество страниц, которые открыты для заходов как пользователей, так и поисковых ботов.
Поисковый бот заходит на страницы сайта, копирует их и сохраняет в большую «базу» — поисковый индекс.
Когда люди что-то гуглят, поисковая система мгновенно запрашивает у поискового индекса страницы на эту тему.
Затем поисковый индекс так же молниеносно выдаёт страницы по этому запросу, ранжирует их — присваивает им «вес», который выстраивает их в последовательность 1, 2, 3… — и практически до бесконечности. Как правило, количество результатов в выдаче по многим запросам очень и очень велико.
Примерно так выглядит алгоритм, по которому ранжируются сайты:
Шутка, формула держится в секрете
Алгоритм ранжирования очень сложный, в нём более 1000 факторов с разной значимостью. Они меняются и дополняются постоянно, всё работает как нейронная сеть. Никто (даже сотрудники Google) не знает на 100%, почему сайты в топ-10 в определенный момент времени расположены именно таким образом.
Что получается? Поиском в Google и Яндекс пользуется почти каждый, это самый дешёвый источник трафика, и поисковой выдаче больше доверяют в сравнении с рекламой. Но попасть на хорошие места в выдаче и получить трафик сложно. При этом официальная позиция поисковых систем, условно, «делайте хорошие, полезные и удобные сайты, пишите о том, что интересно людям, и будет вам счастье (трафик)».
Всю работу контентных проектов над SEO можно поделить на направления:
01
Семантика
Релевантные ключевые запросы, по которым ранжируется или может ранжироваться сайт — это мы затронем в уроке № 4.

02
Контент
Об этом тоже поговорим подробнее в уроке № 4.
03
Внешние факторы
Ссылки из соцсетей и с других сайтов — манипуляции с внешними ссылками чреваты санкциями со стороны поисковых систем, поэтому мы за качественный PR и хороший контент, которым люди захотят поделиться.
04
Техническая оптимизация
Настройка индексации — об этом поговорим в уроке № 6.
05
Структура и навигация
Поговорим в уроке № 6.
06
Поисковая аналитика
Разберём в уроке № 12.
Все направления работ — и для e-commerce, и для медиа — мы собрали в красивый постер
3. Правда и мифы в SEO
В целом, SEO — не самая прозрачная сфера. Куча мифов и домыслов, нет 100% работающих стратегий, кому-то поисковая оптимизация вообще кажется шаманством и танцами с бубном. Разберёмся, что работает в SEO, а что нет.
01 Ключевые фразы в Keywords и Description влияют на позиции.
Это миф. Google не учитывает содержимое Keywords, а Яндекс может (может ≠ учитывает).
Но это теория, а что на практике? Есть куча сайтов, которые продвигаются без Keywords, и с трафиком у них всё хорошо. Description Яндекс может использовать в сниппете. И всё. В Google то же самое.
02 Без мобильной версии сайт в поиске не продвинуть.
Это правда. Вслед за стремительным ростом трафика с мобильных устройств Google усовершенствовал поисковые алгоритмы и запустил механизм, который ранжирует сайты по принципу Mobile-first. Это означает, что Google будет использовать для индексирования и ранжирования в первую очередь мобильную версию сайта и преимущество будет отдавать тем сайтам, у которых такая версия имеется.
03 Если заполнить ключевыми фразами атрибуты alt, названия файлов изображений и сделать для них отдельный sitemap, то на сайт пойдет трафик с Яндекс- и Google-картинок.
Это миф. И большой трафик с картинок — тоже миф. Статистика Liveinternet показывает, что для e-commerce доля трафика с Яндекс- и Google-картинок — не более 0,1%, для медиа и того меньше.
04 Если поменять структуру сайта, трафика станет больше.
Все индивидуально, но да — структура влияет на трафик. Во-первых, с точки зрения быстроты индексации. Если статьи долго попадают в поиск, изменение структуры может ускорить этот процесс.
Во-вторых, дополнительные разделы увеличивают количество точек входа на сайт. Страницы тегов могут собирать дополнительный трафик, если отвечают поисковому спросу.
05 Ошибки по HTML-валидаторам — это плохо, нужно всё исправить.
Это миф, можно не трогать. Исправление ошибок, которые показывают различные валидаторы HTML и CSS, без оглядки на конкретные проблемы вёрстки и программирования не приводит к росту трафика.
Некоторые ошибки — вообще не ошибки: валидаторы могут их находить, если используют устаревшие стандарты и не вполне корректно распознают новые. Например, если на номере телефона стоит гиперссылка, это распознается как ошибка. Но вы же не будете такое исправлять, правда?
06 Надо убирать «лишний мусор» из кода — поисковики думают, что сайт некачественный.
Это правда. Вслед за стремительным ростом трафика с мобильных устройств Google усовершенствовал поисковые алгоритмы и запустил механизм, который ранжирует сайты по принципу Mobile-first. Это означает, что Google будет использовать для индексирования и ранжирования в первую очередь мобильную версию сайта и преимущество будет отдавать тем сайтам, у которых такая версия имеется.
07 После перехода сайта на HTTPS трафик не вырастет.
Это правда, трафика действительно сильно больше не станет. Посещаемость из поиска может даже несколько просесть после переезда, если будут технические ошибки.
08 Если не закупать много ссылок, сайт не продвинешь.
Не стоит. Абстрактное «много» — прямой путь под фильтр. И потом, точно ли нужно много? Проанализируйте ссылки конкурентов, оттолкнитесь от этого количества. Лучшие ссылки — естественные: хороший PR, агрегаторы, форумы и другие площадки, где пользователи могут общаться и делиться ссылками.
Закупка ссылок сюда не очень вписывается. «Рабочие» схемы — 60% безанкорных и 40% анкорных — тоже. Хоть «вечные» ссылки, хоть арендные с Sape — рано или поздно показатели сайтов-доноров ухудшатся, и ссылки придется снимать. Может, лучше вообще не ввязываться?
Анна Сергеева, ex- тимлид SEO
Спикер:
Презентация к уроку 2
Материалы урока
Предыдущий
Следующий