Гайдбук
Урок 9
Предыдущий
Следующий
Лонгрид урока
Прежде чем отдать клиенту документ, в котором будут зафиксированы все ваши наработки по фирменному стилю и его использованию, стоит разобраться, а что же именно клиенту нужно? Логобук? Брендбук? Гайдбук? Гайдлайн? Фирменный стиль?
Часто клиент требует что-то одно из вышеперечисленного. Но иногда клиент хочет всё сразу, не понимая, чем всё это отличается. Так что давайте разберёмся в терминологии.
1. А какая разница?
Основные отличия между всеми …-буками — в объёме и подробности изложения информации.
Логобук
Это документ, который описывает только логотип. Его строение, охранную область, правильные и неправильные примеры использования и разные его версии.
Гайдлайн
То же самое, что и гайдбук. Эти два термина можно считать равнозначными и взаимозаменяемыми. Если же быть дотошным, то гайдлайн — это правила, по которым живет фирменный стиль проекта, а гайдбук — документ, который эти правила содержит.
Если состав логобука можно формализовать, то гайдбук более гибкий, и его состав зависит от развитости фирменного стиля. Логобук может входить в гайдбук. В гайдбуке помимо части про логотип появляются описания фирменных шрифтов, цветов, иллюстраций, фотостиля, правил вёрстки и т. д. В общем всё то, что помогает макетам и носителям приобретать черты фирменного стиля конкретного бренда.
Брендбук
Документ который не просто описывает правила взаимодействия внутри стиля, но и более тонкие материи, касающиеся бренда. В брендбук может входить и логобук, и гайдбук.
Важная часть брендбука — так называемая платформа бренда. Платформа бренда содержит в себе большое количество информации, объём которой будет зависеть от глубины проработки бренда. В брендбук часто входит позиционирование (положение бренда на рынке, относительно конкурентов и потребителей), ценности бренда (продвигаемые нематериальные характеристики, забота о природе, например), миссия, аудитория, характер бренда и многое другое.
2. Как сделать хороший гайд
Для хорошего гайдбука нужно последовательно собрать воедино все необходимые составляющие и подробно их описать.
Обычно в минимальный состав гайда входят разделы о логотипе, элементах стиля, их взаимодействии друг с другом и раздел с носителями стиля. Но в зависимости от объёма фирменного стиля состав может изменяться.
Разработка гайдбука начинается ещё на этапе создания самого фирменного стиля. Ещё во время работы над стилем нужно сразу понимать все закономерности, соотношения и правила взаимодействия элементов внутри стиля. Гайдбук — это общий знаменатель, итог работ, то есть все константы — логотип, шрифт, цвет, иллюстрации и фотостиль — должны быть известны к началу создания гайда.
Продумайте формат и стиль оформления
Перед сборкой нужно продумать формат — будет это пдф или одностраничный сайт? Разбить информацию на блоки и продумать оформление — будет ли стиль гайда нейтральным, или будет поддерживать общий фирменный стиль бренда.
Разделите весь материал на блоки
Определите своё место для каждой части информации. Сначала имеет смысл описать составляющие стиля, а только потом их взаимодействия.
Опишите принципы взаимодействия элементов
Нужно описывать всё максимально подробно, чтобы у человека, пользующегося вашим гайдом не возникало вопросов.
Описывая элементы стиля, не забудьте указывать размеры, пропорции, соотношения этих элементов. Если используется плашка со скруглением — опишите радиус скругления, расположение плашки на макете, расположение текста и иллюстрации на плашке.
Если описываете вёрстку — продумайте типовые ситуации, размеры и соотношение кеглей для таких случаев, отступы, объем блоков текста.
Если вы описываете носители — не забудьте указать способ нанесения изображения на носитель, а также материал, из которого он изготовлен. Если вы знаете, где можно изготовить такой носитель, приложите ссылку на сайт производителя.
3. Критерии качества
Основной критерий хорошего гайда — он отвечает на большинство вопросов, возникающих при создании макетов: размер шрифта, пропорции элементов на  макете, цветовая гамма, и пр. То есть, если взять в руки ваш гайд, можно решить все проблемы, касающиеся фирменного стиля. Гайдбук — как инструкция в Икее — помогает самостоятельно, без посторонней помощи и специализированных навыков создать брендированный носитель.
Важен язык, которым гайд написан. Никакого канцелярита — обычная речь, без воды. Понятные, недвусмысленные формулировки.
Гайд — большая формула, подставив в  которую нужные значения, можно легко получить нужный ответ: как собрать макет, какой шрифт использовать, что можно, а  что нельзя делать с  фирменным стилем.
Естественно, он  должен быть хорошо свёрстан и удобен в  использовании. В  информации нет смысла, если нужно очень сильно напрягаться, чтобы её  получить.
Андрей Дорохов, графический дизайнер
Спикер:
Презентация к уроку 9
Материалы урока
Предыдущий
Следующий