Презентация концепции
Урок 8
Предыдущий
Следующий
Лонгрид урока
Презентация проекта — кульминационная часть всего процесса создания концепции визуальной идентификации. Когда все силы вложены в разработку и сборку итогового решения, важно не расслабляться раньше времени и довести проект до победного — уверенно, логично, экспертно и эффектно презентовав и обосновав свою концепцию.
В этой лекции мы обсудим важные моменты, которые необходимо учесть при подготовке к презентации и для ее успешного проведения.
За время разработки концепции каждый дизайнер погружается в проект по максимуму, шаг за шагом выстраивая дизайн-систему и обосновывая каждый из ее элементов. Поэтому на выходе всё решение кажется системным, связным и довольно очевидным для понимания. Это верно для дизайнера, но не для клиента.
Важный навык в презентации своего проекта — уметь ставить себя на место клиента, который пока еще совсем не погружен в задачу. Объясняя логику своего мышления в работе над концепцией, рассказывая про каждый из этапов или элементов на простом языке без чрезмерного использования сложной профессиональной лексики, шаг за шагом погружая клиента во внутреннюю кухню процесса разработки и выстраивая в его голове логическую связку всех аспектов вашего решения.
1. Структура презентации
Поговорим про порядок повествования и обязательные блоки в презентации.
Существуют разные подходы и форматы для сборки концепции — от структурного и логического обоснования дизайна через описание и тексты до демонстрации видео-презентации без единого текстового слайда, но с акцентом на эффектность решения.
Мы в своей подаче совмещаем статичную графику, анимацию и текстовое описание элементов дизайна. Это связано с тем, что не всегда решение о согласовании концепции принимается только в рамках рабочей группы клиента. Иногда визуальная концепция проходит еще ряд этапов согласования уже внутри команды клиента, где мы не всегда можем самостоятельно рассказать про свое решение и презентовать его лично. Тогда связка графика + текст хорошо работают для описания и обоснования тех или иных элементов.
Также понятная структура презентации, озвученная на старте встречи, хороший помощник для синхронизации дизайнера и клиента. Рассказывая клиенту, что его ждет в ближайшие полчаса-час, вы формируете общий фреймворк для встречи, где каждому из участников понятны свои роли и отведены блоки для защиты или вопросов.
01
02
03
04
Носители
Аргументы соответствия
Элементы
Введение и смысловая подводка
Мы выделяем четыре основных блока в презентации:
Введение и смысловая подводка
Основная сложность в работе над брендинговыми проектами — это обоснование и защита собственного решения. Сфера дизайна очень субъективна, т. к. зачастую вердикт про качество и уровень работы определяется клиентом интуитивно на уровне чувств, а не за счет логики и понимания связки дизайн — задача.
Поэтому обязательно в начале своей презентации нужно настроить клиента на восприятие информации, погрузить его в процесс, чтобы он не только оценивал дизайн по принципу «нравится / не нравится», а сверялся при оценке дизайна со своими бизнес-задачами — например, насколько предложенное вами решение попадает в рынок, ЦА и соответствует позиционированию бренда.
Для этого мы возвращаемся к результатам стратегического этапа и проходимся по его основным тезисам, формируя дальнейшую базу для оценки и восприятия концепции.
01
02
03
04
Целевую аудиторию
Характер и позиционирование бренда
Ситуацию на рынке и в компании
Цели и задачи проекта
Мы совместно с клиентом вспоминаем про:
Отдельно обозначаем аргументы соответствия визуального решения — то, каким критериям должна отвечать наша концепция, чтобы отразить позиционирование и характер бренда, а также попасть в ЦА и сформировать у нее нужное восприятие компании.
Например:
Эти критерии мы формируем и согласовываем с клиентом на стратегическом этапе еще перед стартом работ по дизайну. Соответственно мы ориентируемся на них как при разработке решения, так и при его защите. Это наши ключевые аргументы, на которые мы опираемся, чтобы обосновать результат работы и при необходимости приземлить эмоциональную и интуитивную оценку дизайна клиентом на язык его бизнес-задач.
Элементы фирменного стиля
Рассказать, из чего состоит решение, чтобы сформировать понимание системности всех элементов фирменного стиля.
После этапа погружения и настройки, мы переходим непосредственно к презентации нашей концепции и начинаем с обоснования каждого из её элементов в отдельности.
логотип
цвет
Напомню, какие элементы мы включаем в систему:
типографика (шрифты, верстка, сетка)
леттеринг и каллиграфия
графика (суперграфика, паттерны, иллюстрации, пиктографика)
фото
Выбор каждого элемента, будь то цвет, шрифт или графика не случаен, а имеет за собой логичное обоснование, а иногда и целую историю. Поэтому мы подробно останавливаемся на каждом из элементов, объясняя его значение в связке с общей дизайн-системой — рассказываем про характер и настроение цвета, историю и пластику шрифтовой гарнитуры, выбранные принципы верстки и прочее.
Не бойтесь погружать клиента в подробности выбора того или иного элемента и приоткрывать завесу своей внутренней кухни. Скорее всего клиент в своей обычной жизни очень далек от дизайна и воспринимает процесс его создания как нечто сложное и непонятное, поэтому чем больше он вовлечен и чем больше деталей узнает, тем проще ему будет понять и прочувствовать ваше решение, а также еще раз убедиться в вашей экспертности.
Особый акцент делаем на логотипе, т. к. для большинства клиентов именно он представляет особую важность и в будущем будет тиражироваться на носителях разного формата.
в основной цветовой схеме и в инверсии
Для логотипа в зависимости от проекта необходимо предусмотреть несколько версий, например:
на русском и английском языках
в горизонтальном и вертикальном форматах
с дескриптором и без
иконку и фавикон
Носители
Показать гибкость и развитие системы на примерах реальных носителей.
Разобрав все элементы в отдельности и показав их в общей системе, мы можем переходить к демонстрации того, как наш дизайн приземляется на примеры реальных носителей фирменного стиля. Это самый интересный и наглядный этап для клиента, т. к. наконец отдельные элементы собираются в конкретные и прикладные объекты, которые уже можно примерить к себе и своей компании. Пройдитесь по каждому из носителей подробно, объясняя выбор компоновки, копирайта, материала и прочих нюансов.
Список носителей для демонстрации идеи запросите у клиента на старте разработки. Включайте в него самые разные виды носителей в зависимости от специфики бизнеса — имиджевые, корпоративные, диджитал и пр. Это поможет продемонстрировать масштабируемость и гибкость решения.
Аргументы соответствия
Обосновать решение и показать, как оно коррелирует с первоначальной бизнес-задачей.
В конце презентации нужно озвучить резюме проделанной работы, для этого еще раз вернитесь к аргументам соответствия и проговорите, каким элементом или приемом вы отвечаете на каждый из них.
Например, ассоциации с яхтингом у нас идут через идею и главный идентификатор — «зигзагообразный» путь при перемещении яхты против ветра.
Спортивное, эмоциональное и драйвовое настроение мы зашиваем в комплекс элементов — цвет, шрифт и фотографии. Впечатление открытости мы также создаем через набор элементов — от дружелюбной стилистики графики до цветовой схемы, лишенной атрибутов роскоши. А легкую воспроизводимость стиля достигаем за счет масштабирования основного идентификатора.
2. Организация презентации
Что учесть при планировании встречи и проведении презентации.
Для того, чтобы презентация прошла в комфортных условиях для вас и клиента, нужно позаботиться об основных организационных вопросах заранее. В такие моменты дизайнер превращается в менеджера и четко определяет формат будущей презентации.
Что важно продумать и обговорить заранее с клиентом:
на старте сообщите клиенту, сколько у вас займет весь процесс разработки (например, 2−3 недели)
за 3−4 дня до предполагаемой даты завершения работы над проектом свяжитесь с клиентом и заявите о своем намерении презентовать проект, согласуйте удобную дату и время
накануне перед презентацией подтвердите договоренности о встрече
01
Время
выберите локацию и формат (на территории клиента или у вас, онлайн или офлайн)
если это встреча на территории клиента, то узнайте технические возможности площадки (есть ли проектор, монитор, переходник и пр.), принесите с собой то, чего не хватает
02
Место
сообщите клиенту состав своей рабочей группы
уточните состав команды клиента, чтобы понимать профессиональную специфику каждого из участников и возможные вопросы
пригласите на встречу ЛПР (лицо, принимающее основное решение по проекту) — это важно, т. к. никто кроме вас не сможет полнее и эффектнее презентовать концепцию, рассказав про все нюансы, поэтому лучше, если это сделаете вы, а не кто-то менее компетентный с клиентской стороны
03
Состав участников
Обязательно прорепетируйте свой рассказ
Так вы найдете все нестыковки в повествовании и сможете выстроить более связную и логичную подачу.
Не забывайте про эмоциональность, ведь дизайн воспринимается во многом и на уровне чувств — чем больше вы верите в решение и защищаете его, тем больше у вас шансов эмоционально вовлечь в проект клиента и заразить его восторгом от вашей идеи. Репетируйте самостоятельно вслух, а еще лучше — перед слушателями, так атмосфера будет максимально приближена к реальной встрече.
Обязательно составьте список потенциальных каверзных вопросов и подготовьте ответы на них
Поставьте себя на место клиента, а лучше соберите список каверзных вопросов от слушателей вашего репетиционного прогона. Свежий взгляд менее вовлеченных в процесс создания концепции людей поможет оценить презентацию со стороны клиенты и разглядеть неочевидные или спорные моменты. Ваша готовность к ответам на такие вопросы поможет сохранить уверенность и экспертность в глазах клиента.
Обязательно подготовьте для встречи печатные референсы по материалам (или распечатайте примеры носителей)
Дизайн, который можно потрогать воспринимается лучше и нагляднее, чем просто картинка на экране. Распечатайте визитку или возьмите с собой образец дизайнерской бумаги, чтобы примерить её к решению.
3. Психология презентации
На встрече все нервничают и боятся — и вы и клиент. И это нормально.
Вы вложили в проект много сил, времени, профессиональных ресурсов и теперь выносите свою концепцию на оценку окружающим, что особенно стрессово. Клиент также вложил в разработку свои ресурсы и уже строит планы на развитие своей компании под новым и визуально сильным брендом. Именно обоюдные ожидания формируют напряжение, поэтому важно разрядить атмосферу.
01
02
03
Обозначьте блок для обсуждения концепции (желательно в конце, когда у клиента сформировалось представление о всей визуальной системе)
Озвучьте примерный тайминг
Расскажите про план встречи. Вы — основное действующее лицо и модератор встречи. Объясните клиенту, что будет происходить на встрече, и какова его роль
Как сформировать настрой на встречу:
Новый дизайн — это очень ответственно, потому что вместе с согласованием вашей концепции компания также принимает на себя обязательства и решение о своем визуальном облике в ближайшие несколько лет. Поэтому большое количество вопросов от клиента, сопротивление новому и сомнения в эффективности вашей концепции — это нормально. Важно проговорить все нюансы и ответить на все вопросы, чтобы сформировать у клиента уверенность в визуальном решении.
Не требуйте моментального согласования концепции, дайте клиенту пару дней пожить с вашим дизайном, понять и прочувствовать его.
Будьте на связи и оперативно отвечайте на все возникающие вопросы.
4. Действия после презентации
После презентации отправьте клиенту резюме встречи. Это продемонстрирует с лучшей стороны вашу компетентность и внимательность по отношению к комментариям клиента и организации процесса работ.
02
Пропишите также дальнейшие договоренности:
дату старта следующего этапа или готовности макетов и пр.
срок внесения правок в концепцию
срок получения фидбэка от клиента
01
03
Отправьте документы (итоговый результат работ, счет и акт) и уточните сроки оплаты
Продублируйте концепцию и письменно зафиксируйте все комментарии к дизайну, которые вы обсудили и решили дорабатывать
Домашнее задание
Представьте, что вы готовитесь к презентации своей концепции перед клиентом. Пройдите все пункты подготовки — от проверки готовой презентации на ошибки и опечатки до финального уверенного спича.
01
02
03
Запишите свою презентацию на видео
Продумайте логику повествования и отрепетируйте свой рассказ
Соберите итоговое визуальное решение в документ, соблюдая структуру (проверьте, чтобы не было ошибок/описок/кривой верстки)
Александра Юхина, ex-продюсер Nimax Brands
Спикер:
Презентация к уроку 8
Материалы урока
Предыдущий
Следующий