Презентация
Урок 5
Предыдущий
Лонгрид урока
Презентация концепции играет такую же важную роль, как и сама работа над концепцией. Ваш результат напрямую зависит от правильной подачи.
1. Формат презентации
Отправить макеты клиенту на почту или в чат. Так, мы полностью теряем контроль над восприятием дизайна и над обратной связью. Мы не знаем, с какого устройства клиент будет смотреть макет, корректно ли у него всё открылось, какое масштабирование стоит в браузере клиента, как он будет интерпретировать решения. Мы пропустим первые эмоции, которые возникают у клиента, и не сможем остановить просмотр в нужный момент, чтобы подробнее рассмотреть детали.
Худший вариант
Нужно презентовать проект лично или устроить звонок с демонстрацией экрана. Так, мы можем быть уверены, что видим одинаковую картинку.
Что нужно
На таких встречах предстоит создать правильную атмосферу. Не забывайте о силе small talk, он помогает сонастроиться всем участникам встречи и немного расслабиться. Выбирайте нерабочие, околорабочие или общие темы для лёгкой и короткой беседы и после 3−4 минут переходите к плану встречи.
Наша задача — последовательно рассказать о проекте и проработать обратную связь.
Важно
Альтернативный формат: видеопрезентация. В таком случае мы сразу приступаем к показу решения.
При создании презентации концепции мы используем Readymag (редко Google Presentation) + Vimeo или Youtube для видео.
Инструменты
2. Кто участвует на презентации
03
02
01
Клиентская сторона, принимающая решения
Дизайнер/ дизайнер + артдиректор
Продюсер/ менеджер проекта
В случае если вы выполняете проект один — можно создать запись встречи, чтобы не отвлекаться на фиксирование комментариев. После встречи комментарии будет здорово собрать в резюме встречи и зафиксировать письменно в письме или чате. Так, для каждого участника будет спокойнее, и в любой момент можно будет поднять договорённости.
Дизайнер презентует саму работу, отвечает на профессиональные вопросы, аргументирует решения.
Продюсер проекта озвучивает план презентации и задачи, резюмирует встречу, работает с возражениями. Задача продюсера — зафиксировать комментарии и договорённости с клиентом и рассказать, что предыдущие договорённости выполнены, быть проводником между клиентом и командой.
3. Порядок демонстрации концепции
Перед демонстрацией макетов мы озвучиваем план встречи/звонка. Лучше разбить встречу на смысловые части, после которых клиент может задавать вопросы. То есть разбить на этапы: рассказ и обсуждение.
План встречи
Не нужно показывать сразу готовые макеты, так как у клиента может возникнуть огромное количество вопросов и непонимание. Правильнее плавно подойти к макетам, пройдя с клиентом по всем этапам от начала до конечного результата. Так, мы погрузим его в наш процесс и сделаем акцент на том, что решения не случайны, а являются результатом определенных обоснованных причин.
Последовательность
В начале стоит озвучить общую задачу сайта и конкретную задачу, которую мы решили на этапе концепции. Это важно, потому что у клиента может быть неправильное понимание концепции, или он может обращать внимание на текст или другие детали, которые на данном этапе не так важны. К тому же на встрече могут присутствовать новые люди, которые ранее не участвовали на брифинге.
Задачи
Далее напоминаем о целевой аудитории и показываем выводы из этапа аналитики. На них мы будем часто ссылаться при объяснении логики решений. Поэтому под рукой стоит иметь открытые файлы из аналитики.
Выводы из аналитики
Стоит отметить, какие ценности мы заложили в концепцию и какие задачи для пользователя они решают. Концепцию не стоит показывать, как отдельный макет в отрыве от сайта.
Ценности
Важно отметить, что мы учли разные контентные типы блоков, механику и весь функционал сайта. В случае необходимости можно ссылаться на сайты конкурентов, нынешний сайт клиента или предыдущие варианты макетов. Решения в сравнении всегда воспринимаются лучше. Если вы решили применить какие-то решения из других сайтов, объясните, в чём их полезность.
Перед тем как показать весь макет, имеет смысл поделиться с клиентом вашим стайлбордом. Объясните, почему подходит именно такая стилистика, почему она близка к аудитории и какие задачи решает. Этап со стилистикой можно обсудить с клиентом на промежуточных созвонах. А на презентации напомнить, какое направление было выбрано.
Стилистика
Далее рассказываем о цветовой схеме и выбранных шрифтах. Если расширили цвета фирменного стиля, изменили или заменили их, обязательно нужно отметить почему.
Цветовая схема и шрифты
Например, базовых цветов может не хватить для того, чтобы показать состояния элементов. Или мы добавили контрастность и освежили оттенки, так как фирменный стиль морально устарел.
Аналогично демонстрируем шрифты. Отмечаем, что они дополняют концепцию. Говорим о том, какие эмоции они вызывают и какая у них роль. Аргументируем свой выбор. Можно ссылаться на шрифтовика и отметить, какую идею он заложил в шрифт.
Если шрифты платные, то на встрече стоит озвучить их стоимость. Хорошо если получится подобрать запасной бесплатный вариант.
Если мы располагаем временем, то можно пройтись по промежуточным идеям, рассказать, почему отказались от других и в чём суть выбранных.
Идея концепции
Если клиент готов на промежуточные созвоны, то имеет смысл перед финальной защитой обсудить с ним идеи
На этом этапе важно показать, что это не идея ради идеи, а именно то, что наилучшим образом раскроет позиционирование компании, создаст правильные эмоции у пользователя при взаимодействии с сайтом.
Упомянуть, что идея раскрывает фирменный стиль и создаёт привязку с брендом.
Важно
Забракованные итерации показывать не всегда нужно. Если мы принимали решение вместе с клиентом, то хорошо освежить в памяти, от какого варианта мы отказались, и упомянуть почему. Если итераций было много, то лучше показать только последний шаг. На встрече никто не хочет разбираться в последовательности согласований. Поэтому лучше акцентировать внимание на последнем шаге как на ступени перед новой итерацией.
Когда нужно показывать итерации, которые отсекли?
Если мы проводим промежуточные созвоны с клиентом, и на презентации состав команды не меняется, то непрошедшие итерации можно опустить, так как все участники и так в контексте.
Стоит коротко пройтись также по композициям блоков, объяснить суть воздуха (негативного пространства) и рассказать об общих правилах, которые помогут создать рифму на всём сайте.
Композиционные решения и сетки
Если вы располагаете ресурсами, то будет здорово, если покажите часть макета в действии. Или анимируете основную задумку механики.
Анимация
Иллюстрации, фотографии и текст на сайте могут быть скетчевыми. Главное, чтобы они отразили характер.
Если времени для этого недостаточно, то можно описать словами (и показать руками, если личная презентация!) и показать похожие примеры реализации.
Если планируется 3D графика — аналогично, можно показать близкие по стилистике референсы.
Скорее всего вас несколько раз прервут вопросами — и это хорошо. Будьте внимательны к обсуждаемым деталям и, по возможности, вносите мелкие изменения на ходу. Спрашивайте клиента, уточняйте, не отпускайте, пока не будет понятно, в какую сторону двигаться. Не предлагайте слишком много вариантов — вы эксперт и должны помочь клиенту решить его бизнес-задачу, а не быть руками.
Финал
В конце презентации обязательно нужно озвучить итоги обсуждений и комментарии клиента, обговорить дальнейшие шаги. Иногда клиенту нужен таймаут, поэтому лучше договориться о сроках и обозначить ответственных.
4. Промежуточные созвоны и встречи с клиентом
Если на сайте планируется сложная механика или анимация, имеет смысл показать клиенту предварительный скетч сайта с описанием анимаций, с более детальным расположением функциональных блоков. Этот вариант подходит в случаях промо-сайтов или спецпроектов, где решающим моментов является сценарий или анимация.
Даже если клиент готов часто созваниваться, нет смысла подключать его на микрорешениях, связанных, например, с подбором шрифтов.
Если клиент готов участвовать на промежуточных этапах, то можно создать созвон на этапе определения стилистики сайта и идеи. Это можно обсудить заранее. Иногда клиент готов смотреть только конечный результат. В таком случае необходимо обсудить с ним предварительно.
5. Что если клиенту ничего не нравится?
04
03
02
01
Несоответствие ожиданий — были крутые рефы, но на деле получилось упрощение
Изменилась задача
Непонимание ваших решений
Разное видение задачи
Причины
05
Изменились контактные лица
06
Клиенту лично не близка идея/ стилистика/ тональность
07
Зацепился взгляд за одну деталь и она всё сломала
Скорее всего дело в последнем — клиент обращает внимание на конкретные вещи. Например, размер текста и цвета. Или ему не понравились только фотографии.
Что делать?
В таких случаях необходимо отметить, что нам важно, чтобы макеты нравились обоим сторонам и пытаться понять, какие у него приоритеты. Вернуться к задачам и стилистике. Пройтись ещё раз по макетам и спросить, что и в каких местах не нравится. Главное — понять клиента.
Если же дело в другом, то всей командой вернуться к целям проекта и понимаю задачи.
6. Что важно на презентации проекта?
07
Зафиксировать договорённости и ответственных
06
Акцентировать внимание на сильных сторонах концепции, комментарии
05
Передать ценности концепции и объяснять логику решений
04
03
02
01
Озвучить план презентации
Прорабатывать обратную связь (не игнорировать комментарии клиента, уточнять и задавать вопросы)
Познакомиться с участниками встречи/ созвона
Создать правильную атмосферу
Сеня Синица, старший продюсер Nimax UX/UI
Спикер:
Презентация к уроку 5
Материалы урока
Предыдущий